Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

МДОУ Детский сад № 14 Калинка

Понедельник, 06.02.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 «Калинка»

Опыт работы

"Развитие мелкой моторики  у детей дошкольного возраста в контексте общего развития ребенка"

 

1.  Пояснительная записка.

    Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном  этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев».

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

                                         2. Теоретическая часть.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

                                         3. Практическая часть.

Прежде, чем приступить к работе, мной была использована оценка качества развития мелкой моторики и определена степень ловкости рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста.

Исходя из оценки качества была поставлена цель:

- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

И определены задачи , направленные на:

1. Обогащение предметно- развивающей среды группы для развития мелкой моторики;

2. Тренировку тонких движений пальцев и кистей рук детей;

3. Создание условий для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития ручной умелости;

4. Работу с родителями;

5. Развитие речи и творческих способностей у детей.

   Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:

1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки

2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности

3. Познавательное развитие -использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность

4. Речевое развитие -стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры

5. Физическое развитие -утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.

    Работа по данной проблеме проходит в три этапа. На каждом этапе используются словесные, наглядные, игровые и практические методы и приемы.

1 этап -подготовительный. На первом этапе была поставлена задача подготовить руку ребенка к выполнению сложных двигательных движений на дальнейших этапах.

2 этап -основной. Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность.

3 этап – заключительный.

Работа с родителями -одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.      Чтобы заинтересовать мам и пап, мною подготовлены наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые гимнастики».

Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ.

    В перспективе планируется дальше продолжать работу по развитию мелкой моторики рук:

1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и дидактическим материалом;

2. Продолжать активную работу с родителями;

3. Изучать литературу и пособия по данной теме;

4. Искать новые методические приемы, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.