Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 «Калинка»
Опыт работы
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в контексте общего развития ребенка"
1. Пояснительная записка.
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев».
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
2. Теоретическая часть.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
3. Практическая часть.
Прежде, чем приступить к работе, мной была использована оценка качества развития мелкой моторики и определена степень ловкости рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из оценки качества была поставлена цель:
- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
И определены задачи , направленные на:
1. Обогащение предметно- развивающей среды группы для развития мелкой моторики;
2. Тренировку тонких движений пальцев и кистей рук детей;
3. Создание условий для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития ручной умелости;
4. Работу с родителями;
5. Развитие речи и творческих способностей у детей.
Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки
2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности
3. Познавательное развитие -использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность
4. Речевое развитие -стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры
5. Физическое развитие -утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.
Работа по данной проблеме проходит в три этапа. На каждом этапе используются словесные, наглядные, игровые и практические методы и приемы.
1 этап -подготовительный. На первом этапе была поставлена задача подготовить руку ребенка к выполнению сложных двигательных движений на дальнейших этапах.
2 этап -основной. Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность.
3 этап – заключительный.
Работа с родителями -одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Чтобы заинтересовать мам и пап, мною подготовлены наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые гимнастики».
Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ.
В перспективе планируется дальше продолжать работу по развитию мелкой моторики рук:
1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и дидактическим материалом;
2. Продолжать активную работу с родителями;
3. Изучать литературу и пособия по данной теме;
4. Искать новые методические приемы, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.